Русское народное творчество часто сравнивают с яркостью и красотой Жар-птицы. Откуда же пришла красота в, казалось бы, непростой повседневный быт народа, воплотившись в самобытной резьбе по дереву, в затейливых кружевах и в вышивке, в разнообразии песен и танцев? Несомненно, это отражение богатого внутреннего мира, души русского человека. С древних времен простой народ в труде, в праздниках, в быту создавал шедевры народного искусства — люди вышивали, придумывали сказки и были, сочиняли песенки и прибаутки. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и припевок, красивых и оригинальных, разнохарактерных и запоминающихся. Как известно, народная песня — особый вид народной культуры. Именно она выполняет важнейшую роль в становлении и развитии личности, в освоении духовных ценностей предшествующих поколений. Общение детей с народной песней обеспечивает им преемственность и сохранность духовного облика своего народа.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора. Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А.

Таким образом, великие мысли русских просветителей, остаются весьма актуальными и в наши дни.

Наш детский сад комбинированного вида № 4, п.г.т. Погар работает по программе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа предполагает изучение индивидуальных особенностей воспитанников, позволяет осуществлять оценку динамики достижений каждого ребенка, помогает определить уровень актуального развития конкретного ребенка, продвигает его в выполнении задания, тем самым дает возможность оценить зону ближайшего развития, а так же широкое использование фольклора. Начиная с первой младшей группы, фольклор используется во всех режимных моментах. В течение дня, учитывая настроение детей, воспитатели напевают  пестушки, потешки, колыбельные и приговорки. Детям второй младшей группы уже доступно восприятие частушки. Ребят старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно – музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарно – обрядовых праздниках. Такие праздники, как Масленица, Пасха стали традиционными в нашем детском саду.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы стараемся сделать их достоянием наших детей. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. 

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Советую музыкальным руководителям чаще обращаться к музыкально – поэтическому русскому народному творчеству, проводить народные календарные праздники, которые необыкновенно колоритны, разнообразны и многогранны. Участие детей в народных праздниках вызывает восторженность не только у детей, но и у их родителей, активизирует детей на разные виды музыкально – творческой деятельности.

Воспитатель

МБДОУ — детский сад

комбинированного вида №4, п.г.т. Погар

Гуторова Ю.Н.

Добавить комментарий

Навигация по записям