http://3.bp.blogspot.com/-QVH8t-qqDwk/VWL_WDsTNeI/AAAAAAAADv0/-RwwNjWNxy0/s1600/1407153219_fotolia_62698775_subscription_monthly_m.jpg

         Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста является страх[4].

         Эмоции — это сильные чувства, исходящие изнутри. Они могут быть положительными или отрицательными. Положительные эмоции – любовь, радость, уверенность, умиротворение и т.д. Из них составляется наше ощущение счастья в целом, они способствуют физическому и умственному здоровью и служат важными инструментами достижения успеха. Их следует сохранять и развивать.

Отрицательные эмоции возникают из накалённых чувств, таких как гнев, злоба и зависть, а также тревожных чувств – боли, унижения, страха, раздражения, отвержения, уныния, разочарования, тревоги, расстройства. Такие негативные чувства вызывают душевные страдания различной степени тяжести, крадут радость, вредят здоровью и могут провоцировать личные неудачи. К эмоциональным проблемам ребёнка необходимо подходить с мудростью[3, с.82].

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. В. Юрчук мы находим, что «страх — аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности — угрозы — боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта»[5].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».

http://www.cluber.com.ua/wp-content/uploads/2012/10/102606471.jpegСогласно З. Фрейду «страх — это состояние аффекта — объединение определённых ощущений ряда удовольствие — неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [6, с.218].

Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [7, c.165].

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [8, c.102].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха можно остановить свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью.

Страх — это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх — реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно — оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [21, c. 245].

Известный физиолог И.П. Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [9, c. 564].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой — либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д. ). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи — упадёшь», «Не гладь — укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего — ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [10, c. 62].

Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается ( вздрагивает ) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги — ужас. Тревога — это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43].

 

Список используемой литературы

1.Гусельникова Людмила, всё для детей. //http://allforchildren.ru/poetry/childhood213.php

2.Буланова Юлия, коррекция страхов у детей младшего дошкольного возраста.// http://samlib.ru/b/bulanowa_j_w/13.shtml

3.Хелен Анделин Всё о детях (исчерпывающее руководство по воспитанию детей и заботе о них от рождения до совершеннолетия).-Санкт-Петербург,2012.-82с.

4.Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=608046

  1. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. – М. : Элайда, 2000. – 704 с.
  2. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. : 2007. – 231 с.
  3. Овчарова, Р. В. Практическая психология. – К. : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 337 с.
  4. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи / И. Кулинцова. // Дошкольное воспитание. – 2007. — №4. – С. 24-31.
  5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 308 с.
  6. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. – С-П.. : Союз, — 2000. – 112с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям