Родительское собрание в младшей группе

«Слова, в которых нуждаются наши дети».

Цели: вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям; помочь родителям в осознании ценности родительской любви; познакомить родителей с некоторыми приемами и методами воспитания.

— Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем собрании.

— Сегодня в своем выступлении мне хотелось бы обсудить с вами одну из важных проблем, которая всегда была актуальна на протяжении всего периода дошкольного детства – это непонимание между родителями и детьми; слова, в которых нуждаются наши дети. Практика работы показывает, что многие родители, приходя на консультацию, общаясь с воспитателем говорят, что не понимают почему ребенок в какой-либо жизненной или игровой ситуации ведет себя так, а не иначе. И просят об одном “Помогите разобраться, я не понимаю своего ребенка”!

— Родители должны строить близкие отношения с детьми. Чаще всего родители пытаются построить отношения со своими детьми, покупая им роскошные дорогие подарки, дорогую одежду и другие материальные вещи. Но правда в том, что когда родители преподносят детям умеренное количество хороших подарков в знак любви, это действительно помогает построить отношения. Но когда родители пытаются купить любовь своих детей, осыпая их вещами в качестве компенсации за то, что не уделяют им внимания, это не даёт положительных результатов в установлении отношений.

Ещё один способ, как родители пытаются построить отношения со своими детьми, — они закрывают глаза на их плохое поведение. Им кажется, что если они будут снисходительны, то дети потянутся к ним, а если будут строги, то могут только оттолкнуть их. На самом деле всё совсем наоборот: дети больше любят и уважают строгих родителей.

— Ваши дети еще совсем малыши, поведение которые не вызывает никаких трудностей и не создает особых проблем. Но все приходит с возрастом и в дальнейшем проблемы подобного рода могут появиться и у вас. Поэтому сейчас уже необходимо вооружиться определенными психологическими знаниями, освоить определенную тактику поведения, чтобы предупредить будущие проблемы, а не решать их потом.

— Причины непонимания поведения ребенка, трудностей взаимоотношений с ними у родителей возникают по ряду причин:

  • Отсутствие должного внимания детям со стороны родителей в виду их занятости.
  • Попустительский стиль воспитания – предоставление ребенку полной свободы действий во всем.
  • Разногласия между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.
  • Не соблюдение, игнорирование рекомендаций специалистов и педагогов, работающих с вашим ребенком по вопросам воспитания и развития.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье, ограничение прав и свобод ребенка, не предоставление ему самостоятельности.
  • Комплексы родителей из их детства, когда они считают, что они есть и у их ребенка.

Главное понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен не просто это видеть, но и чувствовать.

Как гласит старая английская пословица, «дети растут на молоке и похвале». Похвала для духа – то же, что пища для тела. Она питает ребёнка, помогая ему расти. Как и вера, похвала тесно скрепляет нас с теми, кто нам её выражает. Когда ребёнок успешно с чем-то справляется, хвалите его, как он того заслуживает.

Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: что будет делать ребенок на слова: “Не подходи к телевизору”!). Наш запрет – это реакция ребенка наоборот сделать то, что ему запретили.

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

-Уважаемые родители обратите внимание на экран и ответе на следующие вопросы:

  1. Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?
  2. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  3. Нужно ли воспитывать у ребенка привычку всегда говорить правду?

Воспитание культуры начинается с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. И конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Игра с родителями. Предложить родителям разобрать разные ситуации. Например: Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

«Зазвонил телефон (позвонила бабушка желающая поговорить с внуком). Мама передала телефон сыну и сказала: «Поговори сыночек с бабушкой». Ребёнок взяв телефон, говорит, здравствуйте (и продолжает беседу) по окончанию беседы необходимо сказать до свидания» и т.д.

— Уважаемые родители перечислите пожалуйста методы, которые используют для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер.

Например:

Чтение книг с ярким примером хороших манер

Общение с авторитетными для ребёнка людьми

Постоянство и настойчивость в обучении

Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье

Влияние общества

Круг общения.

-У нас в садике используются следующие методы. Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему) Решение проблемных ситуаций. Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?» (передаётся игрушка по кругу под музыку)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе в течении дня каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

(Подведение итогов у стенда «Наш учебный год»)

http://3.bp.blogspot.com/-QVH8t-qqDwk/VWL_WDsTNeI/AAAAAAAADv0/-RwwNjWNxy0/s1600/1407153219_fotolia_62698775_subscription_monthly_m.jpg

         Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста является страх[4].

         Эмоции — это сильные чувства, исходящие изнутри. Они могут быть положительными или отрицательными. Положительные эмоции – любовь, радость, уверенность, умиротворение и т.д. Из них составляется наше ощущение счастья в целом, они способствуют физическому и умственному здоровью и служат важными инструментами достижения успеха. Их следует сохранять и развивать.

Отрицательные эмоции возникают из накалённых чувств, таких как гнев, злоба и зависть, а также тревожных чувств – боли, унижения, страха, раздражения, отвержения, уныния, разочарования, тревоги, расстройства. Такие негативные чувства вызывают душевные страдания различной степени тяжести, крадут радость, вредят здоровью и могут провоцировать личные неудачи. К эмоциональным проблемам ребёнка необходимо подходить с мудростью[3, с.82].

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. В. Юрчук мы находим, что «страх — аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности — угрозы — боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта»[5].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».

http://www.cluber.com.ua/wp-content/uploads/2012/10/102606471.jpegСогласно З. Фрейду «страх — это состояние аффекта — объединение определённых ощущений ряда удовольствие — неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [6, с.218].

Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [7, c.165].

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [8, c.102].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха можно остановить свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью.

Страх — это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх — реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно — оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [21, c. 245].

Известный физиолог И.П. Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [9, c. 564].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой — либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д. ). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи — упадёшь», «Не гладь — укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего — ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [10, c. 62].

Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается ( вздрагивает ) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги — ужас. Тревога — это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43].

 

Список используемой литературы

1.Гусельникова Людмила, всё для детей. //http://allforchildren.ru/poetry/childhood213.php

2.Буланова Юлия, коррекция страхов у детей младшего дошкольного возраста.// http://samlib.ru/b/bulanowa_j_w/13.shtml

3.Хелен Анделин Всё о детях (исчерпывающее руководство по воспитанию детей и заботе о них от рождения до совершеннолетия).-Санкт-Петербург,2012.-82с.

4.Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=608046

  1. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. – М. : Элайда, 2000. – 704 с.
  2. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. : 2007. – 231 с.
  3. Овчарова, Р. В. Практическая психология. – К. : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 337 с.
  4. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи / И. Кулинцова. // Дошкольное воспитание. – 2007. — №4. – С. 24-31.
  5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 308 с.
  6. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. – С-П.. : Союз, — 2000. – 112с.